Повезло-таки Давиду! А не то – кормил бы рыбу
«1 июля 44-летний тренер команды «МЧС Аквабайк-Спас» Карен Саркисян, совершавший на гидроцикле профилактический объезд акватории Строгинской поймы, рискуя жизнью, спас тонувшего 18-летнего мужчину. Счет шел буквально на секунды. Спасатель снял жилет и бросился в воду. Однако помочь парню удалось не сразу - он практически полностью запутался в рыболовной сети. Карен – к счастью, у него был с собой нож – распорол сеть и вытащил уже потерявшего сознание парня. Прибывшая на катере дежурная смена спасателей ПСС «Строгино» завершила спасение. Бригада «скорой» оказала пострадавшему необходимую помощь».
Попробуем восстановить картину случившегося в понедельник, 1 июля 2011 года на одном из излюбленных москвичами и гостями столицы мест отдыха - в Строгино. Здесь уместно сделать очень важное замечание. «Строгинская пойма», как именуется данное место отдыха, никогда не являлось официально разрешенным для купания. В столице постановлением Правительства Москвы определено 36 зон отдыха без купания. Собственники этих самых зон, или, как их еще называют, балансодержатели, всеми возможными средствами и путями информируют горожан о всех ограничениях и запретах. Вот и на тропках и дорожках, ведущих к акватории Строгинской поймы, отдыхающих встречают десятки плакатов, стендов, табличек, призывающих там не купаться, ибо это грозит жизни и здоровью.
В отличие от таких популярных мест отдыха, как чудесные озера «Белое», «Мещерское», «Школьное» или, к примеру, пляж «Серебряный бор-2», созданных самой природой, Строгинская зона отдыха - это в прошлом огромный карьер, где на протяжении многих лет брали песок, использовавшийся для строительства столичных микрорайонов. Со временем гигантский котлован стал частью акватории Москвы-реки. Дно этого рукотворного водоема крайне опасно - один неосторожный шаг и ты, если не умеешь плавать, окажешься над 10-метровой пропастью. Поговаривают, что здесь водятся рыбины, способные проглотить утенка. Естественно, никто и никогда не даст официального разрешения на плавание и купание в таком водоеме.
Но загадочность натуры россиянина в том и состоит, что неведомая сила неумолимо влечет, толкает его туда, куда вход запрещен. Ни один запрет, ни одно предостережение не воспринимается людьми всерьёз: мол, это очередная прихоть начальства. Лучший тому пример – столичный метрополитен, там основная масса пассажиров движется как раз вопреки указателям. И лишь единицы законопослушных граждан строго следуют установленными маршрутами. Поразительно то, что на этих одиночек остальные смотрят как на ненормальных.
То же самое и с зонами отдыха. Размещенные везде и всюду призывы к соблюдению правил безопасного поведения на водных объектах, советы как не оказаться в опасности, на часть горожан не оказывают желаемого воздействия. Они купаются именно там, где это крайне опасно, причем довольно многие взрослые – после употребления спиртных напитков. А возможно ли обеспечить контроль за каждым купающимся, если береговая линия водоема превышает 5 км? Тут и всей милиции Северо-Западного административного округа Москвы не хватит.
В тот жаркий июльский полдень, поскольку день был рабочий, отдыхающих на берегах было не так много. И Карену Саркисяну, которой по согласованию с руководством Главного управления МЧС России по г. Москве совершал на гидроцикле профилактический объезд акватории, не составляло труда охватить своим взором значительную часть поверхности залива. Вот и кричащего с берега парня он увидел сразу и тотчас направил своего скорохода (скорость гидроцикла до 100 км/ч) туда, куда указывал просивший о помощи. Предварительно, как определено инструкциями, Карен по рации сообщил о ЧП дежурному. Заметим сразу, что скорость плавсредства и мастерство спортсмена с мировым именем позволили до минимума сократить время прибытия к месту, где тонул18-летний Давид М., Тот наслаждался водной благодатью в 50 метрах от берега, где глубина была не менее 10 м, и, как выяснилось потом, «попался» одной ногой в сеть (они здесь - дело обычное). Пловец попытался освободиться от ловушки, но не тут-то было: рука тоже оказалась в западне.
Что делает в подобной ситуации утопающий? Конечно же паникует. Находившийся на берегу приятель Давида заметил это сразу и начал звать на помощь. Она в лице Карена Саркисяна подоспела в то самое мгновение, когда наглотавшийся воды парень выбился из сил и стал медленно погружаться. Прежде чем прыгнуть в воду, Карен механически прицепил себя карабином с веревкой к гидороциклу. Не сделай он этого, развитие спасательной операции могло пойти по более сложному сценарию. И вот почему. Оказавшись в воде рядом с утопающим, спасатель сам почувствовал неразрывные объятия сети, а еще вцепившиеся в его тело пальцы Давида. И тут соединяющий с плавсредством спасительный шнур выручил и Давида и Карена.
Но было и еще одно орудие спасения – нож. Его Карен берет на операции всегда. И он оказался кстати: спасатель быстро распорол сеть и высвободил из неё утопающего. Однако последний, обхватив Карена, сковывал его движения. Но и это не явилось неожиданностью для спортсмена. Помогли сформированные за многие годы волевые качества, морально-психологическая закалка, постоянные физические нагрузки, которые спортсмен и спасатель устраивает себе сам на тренировках в тренажерном зале, плавательных дорожках бассейна в Учебно-методическом центре ГОЧС г. Москвы.
Перечень всех слагаемых победы в борьбе за жизнь тонувшего был бы не полон, если бы мы не упомянули плот. Небольшой, закрепленный сзади гидроцикла. Таких плотов в распоряжении Московской городской поисково-спасательной службы пока нет, однако, как считает К.Саркисян, очень важно, чтобы они на поисково-спасательных станциях были. Одно дело, если тонущего спасают неподалеку от берега. А если беда стряслась вдали от береговой полосы – куда девать пострадавшего?
В нашем случае спасатель поднял обессилевшего парня на этот плот,
устойчивый и надежный островок спасения, находившийся на «поводке» у гидроцикла. Карен не помнит, как он сумел взгромоздить туда ослабевшего парня. Секундами позже на месте уже были спасатели ПСС «Строгино». В их помощи теперь нуждался сам Карен, обессилевший и едва державшийся на поверхности акватории.
Но на этом борьба за спасение пострадавшего еще не завершилась. На помощь ему пришла бригада специалистов Центра экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения г. Москвы. В это время она как раз обеспечивала безопасность участников городского конкурса профессионального мастерства «Лучший спасатель Москвы». Повезло-таки Давиду! Не окажись поблизости врачей столь высокого уровня, у парня было бы мало шансов выжить. Его спасение еще двое суток продолжалось в отделении реанимации одной из больниц СЗАО.
- Звонил ли потом пострадавший своим спасителям? - поинтересовался я через неделю после происшедшего у начальника ПСС «Строгино» капитана 1 ранга запаса Геннадия Кухаренко.
- Очень в этом сомневаюсь, - ответил Геннадий Васильевич. - Чтобы выживший утопавший поблагодарил своих спасителей - такое бывает крайне редко. Ему очень не хочется вспоминать событие, напоминающее о собственной глупости.
По словам ветерана Северного и Балтийского флотов, осознание последствий беспечности и неосмотрительности приходит к проявившему их человеку позже. Не сразу он понимает, сколько нервов, усилий, моральных и материальных затрат стоили обществу его легкомысленные действия.
Что же до главного героя спасательной операции Карена Саркисяна, то он представлен к государственной награде. Продолжает заниматься с детьми и спасателями, увлекающимися аквабайком. А еще – спасательным делом. Наверняка его знания, умения, навыки будут еще не раз востребованы. Увы, беспечность граждан вряд ли в скором будущем оставит спасателей без работы.
Виталий Инин
Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»